Американское воспитание

Согласитесь, американцев совсем не трудно узнать, где бы то ни было, – по раскованности в поведении, по стилю одежды, по умению ориентироваться в ситуации и быстро принимать решение, по свободному, либеральному поведению, которое не исключает все же строгое следование закону и политкорректность. Они так воспитаны. И некоторые особенности такого воспитания, понравившиеся нам особенности, можно было бы позаимствовать у них, у американцев. Так что же у них особенное?

РебенокАмериканцы рассматривают семью и воспитание в семье как важнейшую ценность. И даже при очень большой загруженности (а это тоже характерно для американцев) они стараются как можно больше внимания уделять семье и детям, проводить как можно больше времени в семье и с детьми, серьезно интересуются их учебой, душевным состоянием, устраивают пикники, путешествуют вместе. Не говоря уже о внеклассных мероприятиях, в которых участвуют их дети, на которые приходят все родители – они восторгаются чуть ли не чихом своих чад и фиксируют каждое движение малыша на камеру. Это их стиль жизни.

В Штатах укрепляется тенденция, чтобы мамы не работали, а сидели дома и воспитывали детишек. Статистика показывает, что меньше половины американских дошкольников посещают дошкольные учреждения (в зависимости от социальной группы, материального уровня семьи и все же от расы). Остальные посещают кружки, клубы, воспитываются мамами, нянями. В последнее время отмечена тенденция, когда дома с ребенком остается папа и воспитывает ребенка (если мама делает серьезную карьеру и может обеспечить семью). Активно задействованы гибкие графики работы, удаленная работа. И все это ради семьи, ради детей. Почему бы и нам не ориентироваться на эти положительные модели?

Набирает обороты неформальная тенденция, когда мамы объединяются (по различным критериям – вера, интересы, дружба, местожительство и т. д.) и по очереди остаются с детьми, общаются, обмениваются опытом. Конечно, эта практика не является (может быть, пока) составляющей частью американской системы воспитания, но она есть, и она жизнедеятельна.

Надо также отметить, что в Штатах существуют в каждом населенном пункте общественные центры, публичные библиотеки, в которых находятся прекрасно оснащенные комнаты для игр, компьютерные комнаты, кружки, плата за которые зачастую символичная. Детишки имеют возможность развивать способности в рисовании, лепке, пении, танцах, аппликации, также развивать свои театральные и другие способности. При этом важны не результаты ребенка, а приятно проведенное время, игра, развлекательность. У нас же акцент ставится в основном на результате – вспомните, до поступления в первый класс ребенок должен уметь читать и писать, желательно изучать иностранный язык.

Есть у американцев еще одна особенность, которую навряд ли положительно воспримут наши мамы и папы, а особенно бабушки. Американские бабушки не нянчатся со своими внуками – самостоятельность и самодостаточность характерны для молодой американской семьи. Детьми занимаются родители, которые осознанно стали родителями, которые все рассчитали, прежде чем стать родителями ребенка. И потом ведь американцы часто переезжают, меняют минимум несколько раз за всю жизнь местожительство, и бабушки не всегда живут рядом с внуками, видятся не так часто.

Частное воспитание – няни, гувернанты, частные учителя и воспитатели – в Америке не принято, так как педагогические услуги стоят дорого, а это для большинства семей не по карману. И потом, американцы совсем не желают воспитывать своего ребенка в тепличных условиях. Ребенок ведь не будет адаптирован к реалиям, и ему туго придется в жизни, в условиях конкуренции и естественного выживания.

Нянь нанимают, но только для совсем маленьких детей. Обычно такие няни не имеют педагогического образования, обычно это иммигранты, так как именно они согласны работать за сравнительно небольшую плату и без официального трудового соглашения. В основном это уход за ребенком, о систематическом воспитании тут нет речи. В США родителям запрещено оставлять детей одних, иначе их ждет штраф и даже уголовное наказание, поэтому они и прибегают к таким услугам.

В Америке есть и ясли, там проводят развивающие занятия, кормят, гуляют, укладывают спать, играют с детьми. Но такое дошкольное заведение стоит дорого, и к нему прибегают родители, которые могут оплатить услуги, а они обычно дороже, чем содержание няни.

Система дошкольного образования и воспитания как таковая в США отсутствует. Поэтому оно такое разное и достаточно либеральное, свободное, индивидуальное.

Государство берет на себя ответственность только за школьное образование. Обучение как таковое начинается в основном в подготовительном классе. Ребенок идет в такой класс в пять лет. В государственных школах все образование и необходимые школьные принадлежности бесплатные. Родитель вправе выбрать режим обучения – с 8/9 до 15 либо с 9 до 12 часов. Желающих обеспечивают двухразовым питанием, детей из социально необеспеченных семей кормят за символическую низкую плату либо бесплатно.

Своеобразен и учебный процесс. Он отличается от этого же процесса в наших школах тем, что основан на интересе, мотивации, желании включиться в процесс самого ребенка. Ребенок играет, участвует в подвижных и обучающих играх, рисует, читает стихи, считалки, изготовляет поделки, сам сочиняет и рассказывают учителю и ученикам стихи и даже книжки… Упор в основном делается на развитие креативности, фантазии, воображения. Под руководством учителя дети получают навыки ухода за растениями (поливают цветы, разрыхляют землю в горшках), наблюдают за насекомыми и животными, за их детенышами и личинками, собирают коллекции. В школе часты внеклассные мероприятия – утренники, сценки, костюмированные мероприятия, на которых обязательно присутствуют родители. Родители вообще часто предлагают свою помощь, это у них принято как волонтерство, в проведении таких мероприятий, а также экскурсий и других мероприятий для детей.

Америка – страна мультикультурная. Поэтому в школах с самого первого класса детям говорят о равенстве, о правах и возможностях. В американских школах изгоев практически нет. В то же время детей учат, что все они американцы, и этим надо гордиться, учат любить свою страну. А для этого каждый день поют гимн и в каждом классе есть флаг государства.

Отношение к сексуальному воспитанию и его продвижение в американской школе основаны на наследиях и ценностях пуританской морали. В школах введен курс по сексуальному воспитанию и вопросам пола, но такой курс не обязателен, он факультативный, родители могут отказаться от него. Особое внимание обращается на правила приличия. На телевидении, которое доступно детям, в отличие от русского, нет рекламы сексуального, эротического содержания. В американском обществе это настоящее табу.

Есть отличия в наших странах в отношении к насилию. Принято мнение, что детей нельзя подвергать телесным наказаниям. Те же из родителей, которые прибегают к таким методам, считаются морально отсталыми, следующими пережиткам прошлого. Общество строго бдит за такими родителями. Хотя в законодательстве США телесные наказания прямо не запрещены, следы телесных наказаний или жалобы ребенка в саду либо в школе могут послужить причиной разбирательства местных властей в отношении родителей и грозят серьезными проблемами для них.

Детей все еще наказывают путем лишения развлечений, игрушки, сладости, других удовольствий, но такие наказания расцениваются как противоправные действия, которые приносят ребенку моральный и физический ущерб. Принято давать понять ребенку методом беседы, что он поступил неадекватно. Наказание, даже самое простое, должно быть аргументировано и подробно объяснено ребенку. Такой метод дисциплинирует, организует как детей, так и родителей.

Конечная цель американского воспитания — практические знания и навыки, а не теоретические знания как самоцель. Эта цель основана на прагматичной ментальности американцев. Поэтому и может показаться, особенно на этапе детского сада и подготовительного класса, что американское образование поверхностно. Но оно прививает американским детям желание, удовольствие идти в школу (у нас в стране сложился стереотип, что дети не хотят в школу). С таким же удовольствием дети рассказывают родителям и близким о том, что они нового узнали сегодня.

Различно наше отношение к такому явлению, как ябедничество. В нашем обществе этот феномен клеймят, осуждают. В США же детей учат с ранних лет соблюдать законы, быть законопослушными самим и учить этому товарищей. Существование и принятие, поддержка, а не клеймо на «ябед» и «доносчиков» (в нашем понимании) как норма — еще одна особенность американского воспитания.

Другая особенность американского детского коллектива – толерантность, терпимость. У них практически нет таких ситуаций, когда над одним из детей насмехаются или, что еще хуже, издеваются (а для наших классов это как раз очень характерно). Дети не дискриминируются ни по физическим признакам (лопоухий, очкарик, рыжий…), ни по расовым (белый/черный/ метис…), ни по социальным (богатый/бедный…), ни по каким другим признакам. Драки бывают, но они в основном воспринимаются как исключение, как ЧП. Приезжие из других стран, включительно из России, сравнительно легко и гладко адаптируются, язык усваивается на разговорном уровне за несколько месяцев. Чужие (а их в каждом классе обычно немало, а уж если говорить о Калифорнии, Флориде, Нью-Йорке, то иностранцев там вообще больше, чем американцев) чувствуют себя легко и комфортно. Конечно, нельзя не учитывать индивидуальность ребенка, готовность его и его семьи адаптироваться в новых условиях. Атмосфера учебных заведений обычно способствует процессу адаптации ребенка к новой школе.

Возможно, рассказ об американской школе подтолкнет и нас, русских, к переосмыслению нашей действительности и особенно учебного процесса в нашей стране и подтолкнет к позитивным изменениям.

Людмила Выртосу