Чем опасен комплекс отличника

Все, или почти все, родители хотели бы иметь ребенка-вундеркинда, который был бы успешным в будущем. А вот те методы, которые они применяют для достижения этой цели, могут привести к воспитанию изгоя общества.

ОтличникОтличники все знают. И они привыкли к этому. И любая ошибка грозит их репутации. Поэтому они не идут на риск и не пробуют того, в чем не уверены на все сто. Кроме этого, они никогда не спорят – они просто не выражают свое мнение, хотя знаний у них достаточно.

Но ахиллесовой пятой для них является общение. Зачастую общение со сверстниками, мягко говоря, затруднено. Их называют «ботаниками», «очкариками», «зубрилами» и не хотят с ними дружить. А они замыкаются все больше, все больше боятся поражений, потом не могут найти себе пару в жизни. Вот в этом и заключается опасность комплекса отличника. Именно поэтому родителям не надо делать из своего ребенка существо вне общества, которого все чураются. Ведь в жизни, кроме учебы, еще столько интересных вещей.

Между тем психологи видят отличников не однородной массой, а выделяют среди них несколько типов.

Есть маленькие карьеристы, которые учатся на отлично из интереса к самой учебе. А потом они понимают, что из хорошей учебы можно извлечь выгоду и привелегии. Но их упорство и трудолюбие не помогает им в общении с одноклассниками.

Есть потомственные отличники, у которых все в роду отличники. Для их родителей просто немыслимо чтобы ребенок получил плохую оценку – это и ведет к формированию комплекса отличника из-за завышенных требований.

Есть, так называемая, «мамина гордость», который ну никак не может огорчить маму плохой отметкой – это для них сильнейший стресс.

А вот для светлой головы, схватывающей все на лету, трагедия наступает тогда, когда он встречает трудности или что-то дается ему труднее.

Для ребенка пятерка не должна стать самоцелью, а если это так, то это уже повод для беспокойства по поводу психического здоровья учащегося. Страх перед неудачей у таких ребят рождает стресс, бессонницу, головные боли, чувство постоянной усталости. Поэтому недопустимо программировать своего ребенка: «Ты должен быть отличником». Дети с синдромом отличника все делают для своего оценщика. Цель их жизни – получить высокую оценку, получить мамину и папину любовь и одобрение. И тут родители должны знать, что часто произносимые фразы «ты должен», «нужно», «ты обязан» ведут к формированию этого страшного синдрома, а впоследствии комплекса отличника. И тогда ребенок теряет свое лицо, перестают быть самими собой. Они проживают не свою жизнь, а жизнь своих родителей.

Во избежание этих проблем и рекомендуется чаще хвалить ребенка за любые идеи и пусть даже за самые маленькие успехи. Но это не значит, что надо быть толерантным к лени и неуспеваемости. Родители должны научить ребенка верить в собственные силы, они должны объяснить ему, что после каждого падения приходит подъем, что неудачи рождают новые идеи и опыт. Родительская поддержка способна сделать вашего ребенка успешным и счастливым человеком.

Людмила Выртосу