Еще раз о дефиците внимания

В наши дни это довольно распространенный диагноз. Но это еще и тот случай, когда родителям не надо соглашаться с диагнозом безоговорочно. И еще не стоит верить в утверждение, что дефицит внимания идет рука об руку с гиперактивностью. И еще не стоит верить, что девочки чаще бывают гиперактивными, чем мальчики.

Дефицит внимания у ребенкаСпециалисты могут поставить такой диагноз лишь понаблюдав за ребенком не менее полугода, сделав надлежащие медицинские заключения. Работают вместе педиатр, невропатолог и психолог. Исследуют интеллект ребенка, вербальный и невербальный, координацию движений, развитие эмоциональной сферы, нервную систему, мозговую деятельность.

Психологи также отмечают, что дети, которые не подозреваются в дефиците внимания, могут его временами проявлять. Они вообще различают понятия внимание и внимательность.

Внимание — это способность человеческой психики сосредоточиться на определенном предмете в настоящий момент, здесь. Внимание может быть непроизвольным, произвольным и постпроизвольным.

Само явление дефицита внимания было отмечено около ста лет назад. Тогда же появился соответствующий явлению термин, и не один, а несколько. Они были довольно тяжелыми для восприятия, подавляли, поэтому Б. Д. Шмидт в 1975 году предложил переименовать данное явление, вследствие чего через пять лет в США появляется название «дефицит внимания».

В сравнении с вниманием, внимательность означает качество личности, которое уже сложилось. Его необходимо формировать. И формировать не окриками и нотациями, а пробуждением интереса, тонкими намеками и ориентированием – все это должно быть обязательно в положительном ключе.

А начинать надо с простых игр, когда меняются местами буквы, произношением речевых упражнений, сопровождающихся определенными веселыми движениями, подпрыгиванием, хлопаньем в ладоши и другими интересными движениями.

Игры «Да и нет», «Что изменилось?», «Съедобное-несъедобное» — это всего лишь капля в море игр и упражнений подобного типа. Они нравятся малышам, они с удовольствием играют и развиваются. Задача взрослых – выбрать их, систематизировать и продумать свою работу по развитию внимания своего чада. Работа непростая, но игра, согласитесь, стоит свеч.

А в случае, если все же был зарегистрирован дефицит внимания, прогнозы будут не всегда определенными и являются индивидуальными для каждого ребенка.

В некоторых случаях все симптомы исчезают бесследно в подростковом возрасте, когда ребенок перерастает проблему.

А бывает, что симптомы остаются, но врачи не отмечают никаких признаков психических патологий. Такие результаты при дефиците внимания регистрируются примерно у 50% детей, которые были «награждены» этим диагнозом.

В случаях, когда дефицит внимания сочетается у ребенка с гиперактивностью, последствия могут дать о себе знать во взрослом возрасте – изменения личности, антисоциальные преобразования (алкоголизм, разводы, несчастные случаи, смена рабочих мест и др.).

Людмила Выртосу