В наши дни это довольно распространенный диагноз. Но это еще и тот случай, когда родителям не надо соглашаться с диагнозом безоговорочно. И еще не стоит верить в утверждение, что дефицит внимания идет рука об руку с гиперактивностью. И еще не стоит верить, что девочки чаще бывают гиперактивными, чем мальчики.
Специалисты могут поставить такой диагноз лишь понаблюдав за ребенком не менее полугода, сделав надлежащие медицинские заключения. Работают вместе педиатр, невропатолог и психолог. Исследуют интеллект ребенка, вербальный и невербальный, координацию движений, развитие эмоциональной сферы, нервную систему, мозговую деятельность.
Психологи также отмечают, что дети, которые не подозреваются в дефиците внимания, могут его временами проявлять. Они вообще различают понятия внимание и внимательность.
Внимание — это способность человеческой психики сосредоточиться на определенном предмете в настоящий момент, здесь. Внимание может быть непроизвольным, произвольным и постпроизвольным.
Само явление дефицита внимания было отмечено около ста лет назад. Тогда же появился соответствующий явлению термин, и не один, а несколько. Они были довольно тяжелыми для восприятия, подавляли, поэтому Б. Д. Шмидт в 1975 году предложил переименовать данное явление, вследствие чего через пять лет в США появляется название «дефицит внимания».
В сравнении с вниманием, внимательность означает качество личности, которое уже сложилось. Его необходимо формировать. И формировать не окриками и нотациями, а пробуждением интереса, тонкими намеками и ориентированием – все это должно быть обязательно в положительном ключе.
А начинать надо с простых игр, когда меняются местами буквы, произношением речевых упражнений, сопровождающихся определенными веселыми движениями, подпрыгиванием, хлопаньем в ладоши и другими интересными движениями.
Игры «Да и нет», «Что изменилось?», «Съедобное-несъедобное» — это всего лишь капля в море игр и упражнений подобного типа. Они нравятся малышам, они с удовольствием играют и развиваются. Задача взрослых – выбрать их, систематизировать и продумать свою работу по развитию внимания своего чада. Работа непростая, но игра, согласитесь, стоит свеч.
А в случае, если все же был зарегистрирован дефицит внимания, прогнозы будут не всегда определенными и являются индивидуальными для каждого ребенка.
В некоторых случаях все симптомы исчезают бесследно в подростковом возрасте, когда ребенок перерастает проблему.
А бывает, что симптомы остаются, но врачи не отмечают никаких признаков психических патологий. Такие результаты при дефиците внимания регистрируются примерно у 50% детей, которые были «награждены» этим диагнозом.
В случаях, когда дефицит внимания сочетается у ребенка с гиперактивностью, последствия могут дать о себе знать во взрослом возрасте – изменения личности, антисоциальные преобразования (алкоголизм, разводы, несчастные случаи, смена рабочих мест и др.).
Людмила Выртосу