Как ребенку учиться выражать свои мысли

Древняя мудрость гласит: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». А как научить ребенка мыслить ясно, а потом ясно изложить эту самую мысль? Задача не из легких. Тем не менее, решаемая, о чем свидетельствует множество светлых умов планеты, которые и движут прогресс.

Мама с дочкой занимаютсяОдно ясно — заставить ребенка ясно мыслить и излагать мысль невозможно. Развитие мысли, мозга осуществляется только в процессе мыслительной деятельности — ставится задача, обыгрывается и решается какая-либо жизненная ситуация. А еще этому способствует сложный разговор с ребенком, когда в обиход пойдет много слов, некоторые незнакомые, значение которых попутно объясняется. А еще развитию мыслительной деятельности способствует умный подбор книг и фильмов, различных новых интересных вещей. Приветствуются сложные задачи, которые ставятся перед ребенком в форме игры — это наиболее приемлемая форма деятельности в детском возрасте. Поиграйте в эту сложную игру вместе с ребенком.

Вот пример нескольких из таких игр, которые развивают логику, абстрактное мышление, внимательность.

1. Предложите ребенку выбрать одинаковые из нескольких предметов, при этом называйте приметы этих предметов. Начните с того, что выберите два предмета, которые по некоторым признакам похожи друг на друга, например мотоцикл и автомобиль (имеют колеса, оба являются средствами транспорта, ездят на бензине и другое). Постепенно переходите на более сложные предметы, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Например, небо и василек (одинаковый цвет, радуют глаз, явления природы и другое).

2. Также вы можете предложить своему чаду сказать что-то другими словами. Ведь эту возможность нам предоставляет наш богатый русский язык. Начинайте естественно с простых вариантов, переходя к сложным. Например, предложите сказать другими словами фразу «Мне хочется кушать». И ответ не заставит себя долго ждать: «А когда мы будем завтракать (обедать, ужинать)?», «Мама (папа), когда нас пригласят кушать?», «Не мешало бы поесть», «В это время мы обычно едим — давайте не нарушать распорядок» и много других интересных и веселых вариантов.

3. Наверняка, в каждом доме найдутся картинки, которые вы можете использовать для следующей игры на развитие мышления. Перемешайте эти картинки, как домино или как карты. Вместе с малышом берите картинки по очереди и составляете предложение по каждой картинке, логически связанное с предыдущим так, чтобы в целом получился рассказ.

4. Выберите вместе с ребенком несколько слов, словосочетаний, не связанных совершенно между собой. Из них постарайтесь составить предложение — а ведь это не так легко соединить в предложении слова из разных областей!

5. А еще можно дописать стихотворение. Просто взять первую строчку из любого стихотворения (или самим придумать), а дальше сочиняйте свой вариант. Пусть он будет неуклюжим и некрасивым сначала, вы увидите, как со временем будет оттачиваться мастерство стихоплетства у вашего чада!

Каждому родителю хочется, чтобы его чадо было умнее и успешнее его самого. И ведь вы можете это сделать!

Автор: Людмила Выртосу