Как воспитать оптимиста в ребенке?

Всем известно, что быть оптимистом лучше – и меньше болеют они, и стресс их не так часто одолевает, и вообще, жизнь для них – в охотку.

ДевочкаА интересно, оптимистами рождаются или воспитываются?

Оказывается, мы можем помочь своему чаду стать успешным оптимистом.

Уверенность в собственных силах, а значит и оптимизм, формируются в ребенке и укрепляются, когда у него хорошие результаты, когда у него получается то или иное дело. Это бесспорно — даже взрослые приобретают больше уверенности и сил, когда им удается добиться хороших результатов. А тем более ребенок.

А задача, и даже обязанность родителя — заметить успех, похвалить, поддержать ребенка, даже если положительный результат не так велик.

А еще надо проанализировать успех, отметить, за счет чего он был достигнут, по какому пути шел ребенок к этому успеху. Например, ребенок получил отличную оценку по контрольной работе. Поговорите с ним, отметьте, какой труд привел к этому результату, как он готовил уроки, как занимался. Он должен увидеть шаги, которые он проделал, чтобы достичь хорошего результата. И ребенок должен осознать до конца, что успех не приходит сам по себе, ниоткуда, что успех достается с трудом.

Но бывают и ситуации, когда ребенок не достиг намеченных результатов, успех обошел его стороной. Тогда, конечно, хвалить ребенка не надо. Но стоит поддержать, объяснить, что не всегда и все удается, что не надо отчаиваться, что в следующий раз у него все получится, что он обязательно достигнет намеченной цели.

Важно также не перехвалить ребенка. Родители сами должны понять, что не надо на каждом шагу, плохо ли хорошо сделал что-то ребенок, хвалить его без конца и края. Это чревато в будущем неумением решать самостоятельно возникшие проблемы. Он не будет всегда понимать, что он делает правильно, а что неправильно. А это ведет к растерянности, а также к неуверенности в себе. И даже может привести к депрессии. Так что будьте очень аккуратными с похвалой – хвалите только при наличии положительного результата.

Дети – очень чуткие и эмоциональные натуры. И в случае малейшей неудачи неуверенность вселяется в них, они расстраиваются, плачут. Тут важно, чтобы родитель вовремя оказался рядом, заметил этот момент и оказал нужную поддержку, ободрил и воодушевил его. Помогите ему осознать, что плохая отметка – это плохая подготовка к уроку либо к контрольной; наверное, стоило подготовиться лучше. И обязательно скажите, что вот к следующей контрольной надо лучше подготовиться, тогда, вы просто уверены, оценка будет замечательной, ведь он умный, старательный ребенок. И если в общих чертах он хорошо учится, то стоит сказать еще, что эта слабая оценка – исключение, редкость, и этого больше не будет.

Научите его также видеть во всех событиях и действиях хорошие стороны. Он должен знать, что в любых ситуациях есть и положительные, и отрицательные стороны. И даже в его неудачах есть позитивные моменты. В игре, покажите ему это, помогите ему найти эти самые положительные моменты.

Не характеризуйте ребенка негативно в его присутствии. Указывайте на конкретные негативные стороны и поступки, а не обобщайте, называя ребенка глупым, вредным, дураком, дебилом. Ведь родитель для ребенка – авторитет, он безоглядно ему верит, и скоро ребенок поверит сам, что он глупец, бездарность, дебил. И на самом деле станет таким.

Людмила Выртосу