Как воспитывать силу воли у ребенка

Когда родители учат ребенка правильно делать выбор, они тем самым учат его находить пути и способы получения желаемого. А развитие воли ребенка стоит начать с эмоционально-волевой сферы. В возрасте до 7 лет формируются основы будущей личности – он осознает себя, начинает себя оценивать, чувства поддаются контролю, ребенок усваивает нормы морали и сравнивает с ними свои поступки. Это период бурного общения со сверстниками, взрослыми, период, когда он начинает сопереживать, сочувствовать. Как научить ребенка в это время делать выбор?

ДетиА начать надо с того, что сами умеем делать выбор. Слова «я не знаю» и «мне все равно» должны уйти из вашего лексикона, а вместо них выражайте оформленное желание. У самостоятельных детей часто появляется потребность в самоутверждении, особенно когда ему приказывают. Специалисты говорят о ложном выборе в случаях, подобных таким: «Или ты идешь делать уроки или не пойдешь гулять». Ребенок вынужден слушаться и выполнять, но одновременно появляются негативные мысли о себе. Вроде ребенок выбирает, но в то же время он подавляется, разрушается право ребенка проявлять волю и выбирать.

В случае, когда ребенку предоставляются варианты выбора, он только выигрывает – он учится проявлять волю и думать, сравнивать, выбирать. Но варианты выбора все же должны быть ограничены – трудно выбирать в бескрайности. И учитывайте возраст, характер ребенка, а также ситуацию при предоставлении права выбора. Ребенку можно предлагать выбрать есть кашу или пюре, пить сок или молоко, надеть синие или коричневые брюки. А вот после 5 лет не следует предлагать им выбирать из двух вариантов — надо учить их выбирать из нескольких вариантов.

С возрастом ребенок все больше участвует в обсуждении выборов, режима, очередности реализации тех или иных действий. Но все же решение остается за взрослыми. Не следует предлагать ребенку выбирать, когда он не в лучшем расположении духа – пусть взрослый сам определится в такой момент. Ребенок хорошо успокаивается, когда ему говорят твердым голосом: «У тебя есть выбор!». А иногда просто надо коротко сказать «Рубашка или футболка?» — и ребенок уже направляет свою мысль на решение, эмоции и переживания отступают на второй план.

Осознанность того, что ребенок самостоятельно что-то решает, ведет к укреплению лобной части головного мозга. А специалисты называют эти участки особо важными в процессе самоконтроля, в процессе управления эмоциями. Ведь большинство взрослых делают выбор неосознанно, руководствуясь эмоциями, которые доминируют в их жизни. А в случае, когда родители хотят воспитать волевую личность, сформировать сильную эмоционально-волевую сферу у своего ребенка, им надо, в первую очередь, учить ребенка и помогать ему делать правильно и осознанно выбор.

А ребенок, в свою очередь, должен принимать участие в процессе выбора, одновременно чувствовать, что взрослые все меньше и меньше его контролируют, а он сам уже может себя контролировать и в физическом, и в психологическом аспекте.

Людмила Выртосу