Когда начинать развивать мелкую моторику?

Сейчас много говорят о необходимости развития мелкой моторики у детей, родители много слышат о такой необходимости. Но жаль, что не все еще знают, что такое мелкая моторика, для чего ее нужно развивать, как ее развивать и когда надо начинать заниматься этим делом.

Развитие мелкой моторикиСейчас много информации, и стоит только захотеть узнать, что рецепторы, которые находятся на пальцах рук (а их тут множество!) посылают импульсы в человеческий мозг. А в мозге зона, отвечающая за движения пальцев, соседствует с зоной отвечающей за речь. Поэтому когда ребенок работает ручками и пальчиками, то и зона, отвечающая за речь, задействуется, тем самым развивается зона отвечающая за развитие речи. А уж про важность развития речи и говорить не стоит, все знают, какую роль играет речь в жизни человека.

Вот начнет ребенок держать предметы, так и начнем развивать моторику, полагают некоторые родители. Это неверно — с самых первых дней жизни крохи можете работать с его пальчиками. Показана пальчиковая гимнастика – мама нежно массирует каждый пальчик, сгибает, разгибает, а на ладошках можно делать круговые движения. Таким образом, стимулируются зоны, которые осуществляют связь с головным мозгом. Чуть позже можно предложить малышу пощупать предметы с различной фактурой – шелк, хлопок, бархат, органза, шерсть. Из такой ткани можно даже сшить коврик, с которым ребенок будет играть и одновременно развивать мелкую моторику.

Особую роль в развитии моторики играют различные пальчиковые игры, кстати, совсем не новые, а такие, в которые играли бабушки-дедушки, прабабушки-прадедушки, а то и другие более ранние ваши предки. Речь идет о таких играх-потешках, как пресловутые «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-ворона».

Очень популярно в наши дни для развития мелкой моторики рисование пальчиками. Рекомендуется вводить такое занятие тогда, когда малыш уже сидит. Для этого потребуется лист ватмана, который вы расстелете прямо на полу, и краски. Покажите малышу, как надо макать пальчик в краску, как надо проводить пальчиком линию, круг. Можно задействовать для такого рисования даже всю ладошку. Обычно деткам очень нравится такое занятие, они с удовольствием рисуют пальчиками и ставят «печати» ладошками.

А еще деткам очень нравится, да еще и полезно это для развития мелкой моторики, перебирать разные крупы, пересыпать их, играть с ними. Я своему внуку насыпала в кастрюлю макароны разных форм, и в течение получаса слышала лишь стук макарон о стенки кастрюли, так он был занят этой приятной игрой. А еще он по часу сидел-купался-играл в ванной, переливая воду из одной емкости в другую.

Дошкольникам очень полезно играть с различными шнуровками – укрепляются как пальчики, так и кисти рук в целом, что в дальнейшем скажется на письме первоклассника.

Современные родители и бабушки готовят для детишек своеобразные «тренажеры» — с молниями, застежками, пуговицами, крючками, пряжками, бантиками, которые пришиваются на кусок ткани – пусть ребенок учится застегивать/расстегивать, завязывать/развязывать, закрывать/открывать…

И нанизывание тоже числится среди игр, способствующих развитию моторики. С какой гордостью детки дарят и носят сами сделанные собственноручно бусы, браслеты и другие побрякушки!

Автор: Людмила Выртосу