Самооценка ребенка — кто ее формирует?

Бесспорно, самооценку ребенка формируют родители. Ведь они ожидают от своего ребенка того, чего сами не смогли достичь в жизни. Таким образом, у ребенка просто нет другого выхода, ему надо поступать именно так, как от него ожидают взрослые и родители. А ведь ребенок при рождении уже обладает какими-то задатками, отличными от задатков его родителей.

ДевочкаНо он должен выжить и поэтому принимает требования взрослых. На первом году жизни он просто вынужден принять ласку и заботу родителей, реализовывая свою потребность в еде, тепле, заботе и любви. Очевидно, в первую очередь ребенок должен реализовать свою потребность в еде и тепле. И если заботливые родители ответили на эту его потребность, то следом идет другая потребность – чтобы мама была рядом, физически его согревала. Это первые ростки отношений, которые устанавливает ребенок. Ребенок учится реагировать и влиять на окружающих его людей и на их реакции. Он подстраивается и угадывает, интуитивно чувствует, какими нотами в своем плаче он привлечет внимание мамы, а какими нотами в своем плаче обратит на себя внимание отца или другого взрослого из своего окружения. Он подстраивается и ищет способы оказывать воздействие на каждого из взрослых.

Через некоторое время ребенок расставляет по полочкам все свои знания о мире, при помощи речи он называет предметы окружающие его. А по реакции взрослых, и в первую очередь родителей, он формирует свое отношение к предметам и явлениям окружающего его мира. Так, от родителей, он научится относиться сам к себе. И относится он сам к себе в двух аспектах – во-первых, как к человеку, что-то умеющему и во-вторых, как к человеку-девочке или человеку-мальчику. По тому, как его рост оценивается родителями, он составляет свое видение о себе, как о личности, которая может отвечать своим потребностям. Между тем считается, что родитель признает становление и взросление своего ребенка лишь тогда, когда он этот факт оформляет и отмечает словами. Ребенок может проявить и тренировать свои появившиеся способности по мере своего роста.

Но бывает, что родители, в силу своей педагогической и психологической неграмотности либо по какой-либо другой причине не замечают роста и достижений ребенка на всем протяжении или на определенном этапе его развития. Ребенок не чувствует одобрения и поддержки со стороны родителя и в случаях, когда ожидания родителей сильно преувеличены: они хотят видеть пятилетнего ребенка развитым как восьмилетнего (они хотят ребенка-вундеркинда).

Признание ребенка будет эффективным, когда оно соответствует его способностям, нуждам, и самим ожиданиям ребенка. И сообщать об этом родители должны понятно, прямо и без каких-либо условностей, так, чтобы ребенок это понял и принял.

Усилия родителей также должны быть направлены на то, чтобы развивать в своем чаде способность справляться с требованиями, чтобы он находил взаимосвязь и гармонию между требованиями родителей, требованиями ситуации и своими собственными требованиями. При этом он может возмущаться, ему могут не нравиться правила и ограничения, но именно усвоение правил и осознание ограничений и есть взросление. А это взросление, в свою очередь, позволит ему приобрести опыт принятия ответственности.

В случае, когда родитель не вовремя выражает на словах признание ребенка, то возможны проблемы при укреплении этой способности. Ребенок видит себя незаконченной, неважной, неадекватной личностью. А это и есть основа, на которой формируется заниженная самооценка.

Людмила Выртосу