Самооценка ребенка — кто ее формирует?

Бесспорно, самооценку ребенка формируют родители. Ведь они ожидают от своего ребенка того, чего сами не смогли достичь в жизни. Таким образом, у ребенка просто нет другого выхода, ему надо поступать именно так, как от него ожидают взрослые и родители. А ведь ребенок при рождении уже обладает какими-то задатками, отличными от задатков его родителей.

ДевочкаНо он должен выжить и поэтому принимает требования взрослых. На первом году жизни он просто вынужден принять ласку и заботу родителей, реализовывая свою потребность в еде, тепле, заботе и любви. Очевидно, в первую очередь ребенок должен реализовать свою потребность в еде и тепле. И если заботливые родители ответили на эту его потребность, то следом идет другая потребность – чтобы мама была рядом, физически его согревала. Это первые ростки отношений, которые устанавливает ребенок. Ребенок учится реагировать и влиять на окружающих его людей и на их реакции. Он подстраивается и угадывает, интуитивно чувствует, какими нотами в своем плаче он привлечет внимание мамы, а какими нотами в своем плаче обратит на себя внимание отца или другого взрослого из своего окружения. Он подстраивается и ищет способы оказывать воздействие на каждого из взрослых.

Через некоторое время ребенок расставляет по полочкам все свои знания о мире, при помощи речи он называет предметы окружающие его. А по реакции взрослых, и в первую очередь родителей, он формирует свое отношение к предметам и явлениям окружающего его мира. Так, от родителей, он научится относиться сам к себе. И относится он сам к себе в двух аспектах – во-первых, как к человеку, что-то умеющему и во-вторых, как к человеку-девочке или человеку-мальчику. По тому, как его рост оценивается родителями, он составляет свое видение о себе, как о личности, которая может отвечать своим потребностям. Между тем считается, что родитель признает становление и взросление своего ребенка лишь тогда, когда он этот факт оформляет и отмечает словами. Ребенок может проявить и тренировать свои появившиеся способности по мере своего роста.

Но бывает, что родители, в силу своей педагогической и психологической неграмотности либо по какой-либо другой причине не замечают роста и достижений ребенка на всем протяжении или на определенном этапе его развития. Ребенок не чувствует одобрения и поддержки со стороны родителя и в случаях, когда ожидания родителей сильно преувеличены: они хотят видеть пятилетнего ребенка развитым как восьмилетнего (они хотят ребенка-вундеркинда).

Признание ребенка будет эффективным, когда оно соответствует его способностям, нуждам, и самим ожиданиям ребенка. И сообщать об этом родители должны понятно, прямо и без каких-либо условностей, так, чтобы ребенок это понял и принял.

Усилия родителей также должны быть направлены на то, чтобы развивать в своем чаде способность справляться с требованиями, чтобы он находил взаимосвязь и гармонию между требованиями родителей, требованиями ситуации и своими собственными требованиями. При этом он может возмущаться, ему могут не нравиться правила и ограничения, но именно усвоение правил и осознание ограничений и есть взросление. А это взросление, в свою очередь, позволит ему приобрести опыт принятия ответственности.

В случае, когда родитель не вовремя выражает на словах признание ребенка, то возможны проблемы при укреплении этой способности. Ребенок видит себя незаконченной, неважной, неадекватной личностью. А это и есть основа, на которой формируется заниженная самооценка.

Людмила Выртосу

  1. Gufeya:

    Да согласна, что детей нужно хвалить даже за самые маленькие достижения. не знаю, как это влияет на самооценку, но мотивирует точно. Ведь, когда хвалят ребенка, ему хочется показать еще большие результаты, чтобы обратили внимания на его достижения.
    И конечно, не стоит навязывать ребенку свои не воплощенные мечты, лучше помочь ему познать себя, и дать прожить свою жизнь.

  2. Ольга:

    Я считаю, что ребенка не следует слишком нахваливать или слишком принижать. В общем, не стоит впадать в самые крайности. Нужно с уважением относиться к ребенку и его личным особенностям. А нужно быть очень внимательным в этом и осторожным.

  3. Nikoletta:

    То, что родители ожидают от ребёнка того, чего сами не смогли достичь в жизни, в большинстве случаев правда. И хотя в настоящее время всё немного изменилось, люди стали более психологически образованными, да и литературы на эту тему встречается достаточно, как в сети, так и в обычных книжных магазинах, ситуация всё равно остаётся очень сложной, ведь человеческие недостатки не изживаются в течении одного поколения.

  4. Ирина:

    Из-за ворвавшихся 30 лет назад в нашу жизнь рыночных отношений общество стало грубее и беспощаднее. Порог ограничений размылся, а взрослость для большинства детей стала приходить значительно раньше. Считая себя взрослыми, подростки не готовы отвечать даже за себя.

  5. Екатерина:

    Самооценку ребенка, в первую очередь, формируют родители с самого раннего возраста. Нужно хвалить ребенка и ругать, если он делает что-то не так. Необходимо, как-то поощрять ребенка за хорошие результаты, что бы у него возникало желание добиваться новых успехов и становится лидером.

  6. Ejevichka:

    Конечно, же самооценку ребенка формируют родители. Они вообще играют важную роль в развитии личности ребенка. Малыша нужно не только ругать за какие-либо провинности и шалости, но и хвалить, давать ему нужное внимание и ласку. Ребенок должен чувствовать, что его любят. А если он что-то и сделал не так, то любить его не перестанут и, конечно, стоит ему объяснять, почему он не прав и что он сделал не так, а не ругать, не пойми за что.

  7. Светлана:

    Я иногда бываю чересчур требовательна к старшему сыну. Мне-то кажется, что я его подстегиваю к достижению лучших результатов, а вдруг это не так? Вдруг своими завышенными требованиями я понижаю его самооценку? И он начинает думать – раз мама хочет от меня большего, значит, я еще ничего не достиг, я неудачник. Страшно если так, буду меняться!

  8. Элен:

    В любом ребенке уже при рождении заложен определенный характер и темперамент и родители лучше других людей знают, как направить его в нужном направлении. То, что действует на одних детей, может быть бездейственным для других, поэтому очень сложно сказать, каким именно образом необходимо воспитывать ребенка, чтобы у него не было низкой самооценки.

  9. Юлия:

    От меня мама всегда ожидала большего, чем я могла и хотела. В детстве я от этого очень страдала, сейчас мне уже стало все равно. Помню, как она, может и не желая обидеть, говорила, что «вот Наташа как хорошо танцует, а ты лентяйка и потому у тебя не получается», и все в том же духе. Все хорошие — я плохая. Мой ребенок для меня всегда будет самым хорошим!

  10. Саша:

    В статье освещен только один аспект формирования самооценки у ребенка — это родительское воспитание. Но есть же и другие родственники, те же бабушки и дедушки. Или есть воспитатели в детском саду, в котором он проводит значительную часть своего времени. Да и дети, окружающие, наконец. Ведь мы живем не в вакууме и характер у каждого ребенка разный. Может случится, что и восприимчивый.

  11. Валентина К:

    Мои мама, можно сказать испортила мне жизнь. Она мечтала поступить в медицинский, но рано осталась сиротой. работала медсестрой. мне не повезло. В отличии от старшей сестры, я училась хорошо, мечтала поступить в архитектурный, а мама твердила постоянно что я обязана поступать в медицинский. А я, выросшая в больнице, даже и думать об этом не хотела. В результате, я перестала учиться и в 9 классе убежала из дома.

  12. ЛераЛера:

    К сожалению ,самооценку маленького ребенка, может быть и составят родители, но в дальнейшем на нее очень сильно может повлиять коллектив школы/института, и очень сложно помочь своему ребенка оставаться собой, не отчаиваться ,если его унижают и наоборот не задирать нос, если все в нем души не чаят…

  13. Mariha_ha:

    Когда увидела тему статьи, то подумала, что это про взрослых детей, думала, что самооценка формируется в осознанном возрасте. Видимо, я ошибалась. Дети, они ведь все понимают с самых пеленок на энергетическом уровне. Нужно уметь похвалить, нужно уметь подтолкнуть на путь истинный.

  14. nikysya:

    Не спорю, детскую самооценку начинают воспитывать родители. Но ждать от ребенка больше того на что он способен нельзя, тем более ругать его за то что у него не получается. Как известно ребенок – очень хрупкое создание. И сломать самооценку очень легко, а ему жить с этим потом всю жизнь. Ожидать от ребенка того, чего хотел его родитель нельзя ни в коем случае. Также в ребенке с самого детства нужно воспитывать и целеустремленность в его планах на жизнь.

  15. Losso:

    Будьте внимательны к своим детям, пожалуйста! Слушайте то, что они говорят, чего хотят и к чему стремятся. Погубленные таланты, несбывшиеся цели и вынужденные обязательства, случившиеся в детстве, могут на корню погубить личность, сделать её закомплексованной и безликой.

  16. натаната:

    детей надо хвалить, любить и одобрять. А еще к ним надо прислушиваться. Характер формируется с самого раннего детства. С моей дочерью тяжело спорить и ругать ее бесполезно. С ней проще договорится. Бабушки этого не хотят понимать. У них другая точка зрения. Я старше, а значит умнее. Почему ребенок не согласен со словами старшего и спорит. Вот я и воспитываю и бабушку и внучку. Пытаюсь научить договариваться.

  17. 2valentina:

    На самооценку оказывает влияние все окружение ребенка, ближайшее, в первую очередь. Печально, когда человек вырастает с заниженным восприятием ценности себя по причине постоянных упреков и унижений. Но бывают случаи, когда самооценка зашкаливает, и причину тоже можно найти в чрезмерном захваливании и преувеличенном внимании к несуществующим достоинствам малыша. Абсолютно не понятные случаи завышенной самооценки, когда нет объективных причин. В воспитании, как и в любой сфере жизни, нужно стремиться к гармонии, учитывая индивидуальные особенности человека.

  18. Safretka:

    Мать-перфекционистка — это диагноз ребенку на всю жизнь. Неправда, что самооценку ребенка формируют вне дома. Он понимает с самого раннего возраста, что мама — его защитница от злой няни в яслях, или наоборот, что она на стороне няни. Только домашние по-настоящему влияют на самооценку, и если ребенок постоянно слышит: «Ты мог бы сделать и лучше!»- это вселяет в него не уверенность в своих силах, а нежелание что-то делать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *