Для нашего времени характерно бурное развитие науки и техники. Современные технологии все больше обвиняют не только в загрязнении природы, но и в негативном влиянии на самих людей. Поэтому проблемы экологии, экономики и социальной сферы с каждым днем становятся более актуальными. Не для кого ни секрет, что средняя продолжительность жизни населения нашей планеты сокращается. Возникает потребность рассмотрения главных вопросов организации здравоохранения в целом, оздоровления всего населения. Сегодня изучаются возможные новые пути реабилитации, профилактики, которые бы имели способность повышать резервные возможности человеческого организма. В связи с этим в медицине начали использовать музыкальное искусство, которое получило название музыкотерапия.
Музыкотерапия – лечебно-профилактическое направление, в основе которого лежит применение разных способов воздействия пением или музыкой. Способы влияния зависят от конкретных задач, которые стоят перед лечащим врачом.
О том, что музыка имеет способность вылечивать, было известно еще очень давно. Самые древние документы говорят о лечебной функции музыки. Аристотель, Пифагор, Платон делали акцент на лечебных свойствах музыки. Они считали, что именно музыка делает Вселенную гармоничной, это же касается и гармонии в теле человека. Еще Авиценна, известнейший в мире врач, вылечивал заболевания психики и нервной системы с помощью музыки.
Действительно, музыка оказывает целительное влияние на психику человека. Музыкотерапия бывает в виде пассивной или активной формы. Пассивная форма – это прослушивание на выбор пациента разных музыкальных произведений, соответствующих состоянию его психологического самочувствия и методу лечения. В этом случае цель лечения – эмоциональные переживания, которые помогают впоследствии достичь новых идей и смыслов. В качестве дополнительных приемов могут использоваться аутотренинг, танец, гипноз, упражнения для дыхательной системы, живопись. Американская школа музыкотерапии предлагает отрывки, вызывающие различные эмоциональные состояния – радость, сочувствие, печаль и др. Шведская школа проводит глубинный анализ. Главной смысловой идеей здесь является реакция на какие-то скрытые комплексы.
Активная музыкотерапия призывает пациентов самим исполнять определенные музыкальные произведения. Это может быть пение в хоре, оркестре, с использованием музыкальных инструментов или же необычных инструментов в виде хлопков в ладоши, постукиваний. Главная задача лечения в этом случае – слияние определенного индивидуума с социальными группами. Музыкальное сотворчество позволяет устранить проблему застенчивости, отработать разные навыки, сформировать чувство самоконтроля, выдержку и т.д. Психиатрическая практика использует музыкотерапию главным образом при лечении слабоумных людей, в исправительных заведениях. Кроме этого, такой метод применяется и при реабилитации пациентов с какими-то физическими нарушениями, например, слепота.
Исследования показывают, что с помощью музыки можно достичь достаточно больших результатов. Можно снимать стрессовое состояние, облегчать болевой синдром, как у взрослых, так и у детей, повышать резервные возможности организма в различных оздоровительных центрах. Лечебные свойства способна оказать музыка людям, страдающим бронхиальной астмой, имеющим отклонения в развитии, пациентам психиатрических учреждений, людям с физическими нарушениями, людям преклонного возраста и нуждающимся в постоянном уходе. Помогает музыкотерапия также детям, имеющим нарушения речи, отстающим в физическом или умственном развитии.
Наталья Меденцова