Развитие движений

Общеизвестно, что своевременное развитие движений у ребенка способствует нормальной деятельности всех внутренних органов, пропорциональному росту ребенка и расширению возможностей психического развития. Исследования учёных показывают, что на детей первого года жизни значительно влияют условия воспитания и воздействия окружающих, а не только правильное питание и гигиена.

Сначала ребёнок должен овладеть моторными функциями (перемена положения и перемещение в пространстве), затем статическими (сохранение определённого положения тела). Не следует заставлять ребёнка стоять или сидеть, пока он не научится принимать такое положение.

В первые месяцы жизни движения абсолютно не координированы, а мышцы находятся в постоянном напряжении. С самого рождения ребёнок должен иметь возможность свободно двигаться. Сначала он должен научиться удерживать голову и хватать висящую над ним игрушку. С 3-4 недель его можно класть на живот, чтобы малыш старался поднять голову и выгнуть спину, опираясь на предплечья.
Примерно с двух месяцев детей надо брать на руки и держать в вертикальном положении, придерживая под ягодицы и грудку. Через месяц они уже будут уверенно держать голову и останавливать взгляд на лице держащего.
После трёх месяцев необходимо обращать внимание на движения детей руками. Для этого игрушки держат низко под грудью ребёнка, чтобы он, случайно наталкиваясь выпрямленными руками, щупал и захватывал их. В это время бодрствование становится более активным, дети могут играть уже самостоятельно. Также без участия воспитателей они овладевают умение поворачиваться на бок и живот. Происходит это в 4 и 5 месяцев соответственно. Тогда же дети начинают ползать.

К полугодовалому возрасту ребёнок может ползать, стоять при поддержке взрослыми, уверенно поворачивать голову и следить за окружающими, что способствует его психическому развитию. Умея ползать, дети могут приблизиться ко всему, что их заинтересует. Сидячее положение в этот период вредно для ребёнка, так как его позвоночник ещё не окреп.
Самостоятельно садиться и сидеть малышу полезно научиться лишь в 8 месяцев. В это время укрепляются мышцы тела, что положительно сказывается на физическом развитии. Несколько позднее ребенок встаёт, цепляясь за барьер, и ходит вокруг него.

К 9-ти месяцам малыш способен передвигаться от одной опоры к другой. К 11 месяцам он начинает всходить уже на небольшую горку и сходить с нее, может влезть на невысокий диван, перевернутый ящик, подлезть под разнообразные предметы. К году дети овладевают самостоятельной ходьбой. Для ее развития необходимо с 10 месяцев учить ребенка ходить с поддержкой за руки, потом ставить и, отойдя на некоторое расстояние, звать его к себе.
При обучении ребенка ходьбе запрещается водить его только за одну руку. Это может способствовать искривлению позвоночника.
Дети могут овладеть многими движениями сами. Но для развития их в правильной последовательности рекомендуется проводить специальные занятия.