Прежде чем давать какие-либо советы, знакомый хороший детский психолог (Ростов-на-Дону) обратил наше внимание на то, что ребенок — это прежде всего маленькая личность, которую следует уважать, чтобы в будущем получить это уважение, послужившее добрым примером, обратно.
1. Постарайтесь усвоить, что собственность ребенка следует уважать. Не стоит забирать у него игрушки насильным образом, попробуйте переключить его внимание на что-либо другое, отвлечь его иными занятиями. Не надо заставлять малыша делить его собственность с кем-то, ведь это сродни покушению на неё, что обязательно вызовет ответную реакцию недоверия по отношению к вам. И в будущем это может перейти в стойкий обратный эффект на такую настойчивость взрослых, вызывая у ребенка отрицательную реакцию на любую даже маленькую просьбу.
2. Следует почаще поощрять ребенка, внушая , что он добрый и храбрый, а также очень щедрый и хороший. Можно использовать для этого разные подходящие истории из сказок и мультфильмов, из своего прошлого о доброте и щедрости, о взаимопомощи.
3. Приложите все свои силы, чтобы создать малышу наилучшее представление о его достоинствах и умениях, о его способностях. Поскольку впоследствии человек и будет себя вести соответственно своим представлениям о себе и своих возможностях.
4. Ни в коем случае не стоит стыдить и наказывать ребенка, если он не поделился своей игрушкой с кем-то. Лучше превратить в важное событие хотя бы один случай его щедрости, похвалить и подчеркнуть его доброту.
5. Не стоит клеймить ребенка словом «жадина», так его внимание еще больше заостряется на данном образе поведения, усиливая склонность и впредь никому ничего не давать. Лучше опять же привести любой, достойный подражания, пример щедрости и подчеркнуть его важность и нужность — в противовес жадности.
6. Постарайтесь предоставить малышу возможность для проявления его щедрости, подскажите, каким образом это лучше сделать, помогите решиться на такой шаг; потом он и сам легко поступит правильно, усвоив ваши уроки.
7. Будьте ребенку примером собственной щедрости и великодушия; делитесь обязательно с ним, с окружающими людьми чем-либо при нём. Наглядность примера всегда дает хорошие результаты.
8. Научите малыша меняться игрушками, общаясь с другими детьми. Однако, объясните, что прежде чем взять чью-то игрушку, надо спросить разрешения у того, кому она принадлежит.
9. При нанесении гостевого визита обязательно возьмите с собой какие-то свои игрушки. Будучи в гостях, ребенок обязательно обратит внимание на новые игрушки и захочет ими поиграть, а свои, соответственно, одолжит кому-то на время.
Дети, не достигшие шести-семилетнего возраста, не всегда понимают желание и мнение другого человека, не могут взглянуть на мир чьими-то глазами, представить себя на месте кого-то другого. Следовательно, надо набраться терпения при воспитании щедрости и доброты. Если ребенок почувствует пользу от щедрого действия, если оно доставит ему радость и удовольствие, то у него может пробудиться самое искреннее желание чем-то делиться. Особенно закрепит его уверенность в правильности выбранного решения в сторону доброты и щедрости горячее одобрение и поддержка родных людей.
Так утверждает психологический детский центр, сотрудники которого всегда готовы прийти на помощь в любой сложной ситуации.
Не забывайте хвалить и поддерживать малыша во всех его попытках выражения доброты и щедрости!